Пятница
17.05.2024
14:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЛЕШАКОВОЙ Е.А.
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
Разработки классных часов [34]
Видео и презентации к классным часам [28]
Журнал по технике безопасности [27]
Сценарии праздников [26]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Классному руководителю » Разработки классных часов

Хорошая живопись - это музыка, это мелодия
24.04.2020, 13:59
§ 30. «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»
Другая частая тема у художников — изображения музыкантов.
 
Рассматривая портреты композиторов, мы отмечаем глубокую одухотворённость их облика — как, например, на картине Э. Делакруа «Портрет Шопена». Не внешние черты лица, не подробности физического облика великого музыканта, а внутреннее состояние его духа, затаённая сила творческой энергии более всего передают замысел произведения.
 
Э. Делакруа. Портрет Шопена
Такими же предстают перед нами и изображения композиторов на портретах И. Репина. В каждом из них сквозь внешние черты проступает неповторимый внутренний мир великих музыкантов.
 
И. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»
 
И. Репин. Портрет А. П. Бородина
Вот портрет М. Глинки в период создания «Руслана и Людмилы». Именно о нём В. Стасов сказал, что это не просто портрет, а «целая историческая картина». В этих словах подчёркивается та огромная роль, какую сыграл великий композитор — основоположник русской классической музыки.
 
И. Репин. Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского
Вот портрет М. Мусоргского, созданный незадолго до смерти композитора. Как выразительно удалось художнику запечатлеть колоссальную личность этого величайшего из русских музыкантов, как всего за несколько сеансов он постиг и воплотил в своём творении огненную, глубокую душу великого человека.
Известно, что И. Репин дружил со многими русскими музыкантами. Может быть, с этим связано такое глубокое проникновение в сущность характера каждого из них, которое мы чувствуем на его портретах.
 
Когда в 1887 году внезапно скончался композитор А. Бородин, И. Репин, потрясённый его смертью, приступил к созданию посмертного портрета. Он написал композитора во весь рост, стоящим у белой колонны зала Дворянского собрания.
Музыкальны ли рассматриваемые портреты?
 
В. Серов. Портрет актрисы М. Н. Ермоловой
 
М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной
Да, безусловно, но эта музыкальность связана вовсе не с тем, что на картинах изображены музыканты, а прежде всего с сущностью изображений.
Взгляните на портреты великих мастеров искусства — М. Ермоловой и В. Мухиной. Оба они по-своему выразительны, жизненны; оба направлены на раскрытие внутренней красоты изображаемых личностей.
При внешней сдержанности изображения эти портреты полны огромной творческой силы. Она угадывается в выражении лиц, глаз, характерности поз. И если говорить о музыкальности выдающихся портретов, то, наверное, следует ещё раз сказать, что не изображения музыкантов роднят изобразительное искусство и музыку. Они сходятся в другом — в воплощении высокого и  творческого начал личности.
 
И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены
Именно этим человеческим качествам созвучна музыка Первого фортепианного концерта П. Чайковского. Торжественность и мощь произведения великого композитора звучат как гимн силе человеческого духа.
Нотный пример 49  
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент
 
Как это ни удивительно, но столь же выразительные по музыкальности картины не были связаны с музыкальной темой.
 
Глубоко поэтичная картина И. Левитана «Вечерний звон» наполнена звучанием колоколов, разлитым в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката (см. репродукцию на с. 61).
Также наполнены звуками морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, мощный гул создают своеобразную музыкальную стихию.
Итак, мы видим, что музыкальность часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. Это не просто изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов, картины природы. Музыкальность живописных произведений следует видеть в общем характеренастроении картины, в её неповторимой поэтичности. Может быть, в этом смысле особенно понятными становятся слова из эпиграфа — в своём наивысшем совершенстве ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО должно стать МУЗЫКОЙ.
Категория: Разработки классных часов | Добавил: elawia
Просмотров: 381 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz