Воскресенье
05.05.2024
05:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЛЕШАКОВОЙ Е.А.
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
Разработки классных часов [34]
Видео и презентации к классным часам [28]
Журнал по технике безопасности [27]
Сценарии праздников [26]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Классному руководителю » Разработки классных часов

Музыка 5 класс Подводим итоги
01.05.2020, 10:43

§ 31. Подводим итоги

Завершая чтение учебника, давайте ещё раз вспомним главное, о чём шла речь на его страницах.

Мы говорили о музыке, но не только о ней самой, а о богатой истории её взаимоотношений с другими видами искусства, в содружестве с которыми она зарождалась, росла, крепла и постигала мир.

Даже в наши дни, когда музыка стала очень самостоятельным и развитым искусством, она продолжает своё благородное содружество со словом и стихом, она полна красок и образов. Точно так же и поэзия, и живопись по-своему передают музыку окружающего мира, потому что искусство стремится к полноте каждого своего высказывания.

Мы неоднократно говорили о метафоричности сравнений, возникающей при «переводе» с языка одного искусства на язык другого. Колорит и краска в музыке, музыкальность живописи, напевность и мелодичность стиха — это лишь малая часть метафор, передающих глубокое взаимодействие видов искусства. «Мир полон соответствий», — писал поэт Александр Блок, и мы снова и снова убеждаемся в этом.

Но искусства преобразуют и обогащают не только друг друга. Многие учёные замечали, что с развитием литературы обогащается и повседневный язык людей, речь становится более осмысленной, более выразительной.

Попробуйте сравнить, как разговаривает много читающий человек, как убедительны его рассуждения, чиста и красива речь без пустых слов-сорняков. И как порой убог язык невежественного человека, какой малой долей самых примитивных слов обходится он для выражения своих мыслей. Иногда о таких людях говорят: немыслим такой язык в стране, где жили Пушкин и Толстой. Но в том-то и дело, что к Пушкину и Толстому такие люди не имеют никакого отношения. Ничего не прочтя, не осмыслив, не полюбив, никогда не приобщишься к миру культуры.

Таким же облагораживающим воздействием обладают и музыка, и живопись. Они развивают не только художественный вкус, но влияют на весь стиль общения, стиль жизни. Музыкально развитый человек едва ли грубо закричит на ребёнка, устроит шумный и безобразный скандал.

Что-то происходит с человеком, начавшим свой долгий путь общения с искусством. Он не только больше узнаёт — он вообще становится другим: более доброжелательным, культурным, интеллигентным. Академик Д. Лихачёв очень верно заметил, что можно изобразить всё — даже умным можно притвориться, но лишь интеллигентность не поддаётся подражанию, если её нет в человеке.

А ведь интеллигентность — это не объём знаний и тем более не профессия, это иной образ жизни. По-своему интеллигентным может быть и человек, всю жизнь проживший в глухой деревушке, незнакомый с шедеврами мирового искусства, зато выросший среди народных песен, сказок, преданий, воспринявший всю прелесть родной земли. Такая интеллигентность сродни мудрости: она даёт особое знание о жизни, о людях, учит милосердию и терпению.

Любовь к красоте противостоит разрушению. Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает без надобности дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Ведь боль любого живого существа неизбежно нарушит безмятежность и его собственной жизни. В ней станет меньше душевного спокойствия, меньше красоты, а значит, и радости. А возможна ли полноценная жизнь без радости?

Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту — и, как ничто другое, умело подарить людям радость, праздник души. Искусство одним из первых ещё в древние времена предупреждало человека об опасности пренебрежительного отношения к тому, что кажется второстепенным. Вспомните, даже в детских сказках — как, например, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — невнимание к печке, яблоне, речке могло обернуться гибелью героев. Внимание, уважение ко всему без исключения, что есть в мире, — вот одна из нравственных целей искусства.

Вы будете расти и взрослеть, будете открывать для себя новые произведения, читать новые книги. И с приобретением опыта вы снова и снова будете убеждаться, как в жизни всё взаимосвязано, как тысячами незримых нитей соединяются вещи, поступки, судьбы людей. А значит, нельзя причинить вред чему-то одному, не нанеся вреда всему остальному. Как дерево связано корнями с почвой, так прошлое нерасторжимо связано с настоящим и будущим, и так же люди, рождённые на одной земле, в главном похожи друг на друга. А поэтому ИСКУССТВО, создаваемое ими, может быть близко и понятно всем: оно рассказывает обо всём, оно ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНО.

Категория: Разработки классных часов | Добавил: elawia
Просмотров: 249 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz