Пятница
17.05.2024
12:07
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЛЕШАКОВОЙ Е.А.
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Категории раздела
Разработки классных часов [34]
Видео и презентации к классным часам [28]
Журнал по технике безопасности [27]
Сценарии праздников [26]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Классному руководителю » Разработки классных часов

Тонкая палитра оттенков
24.04.2020, 14:38
§ 27. Тонкая палитра оттенков
Динамика — одно из самых ярких выразительных средств музыки. Но и в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи.
Музыканты давно исследуют выразительные возможности громкостной динамики. Ещё в XVI веке динамическими средствами создавались различные эффекты. Вспомните хор О. Лассо, в котором передавался эффект эха (громко — тихо).
Известно также, что тихая, спокойная музыка убаюкивает, а громкая и торжественная — взбадривает. Поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.
Таблица основных динамических оттенков
 
Выдающийся российский пианист и педагог Г. Нейга́уз часто повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (p) с Петром Петровичем (pp), Федю (f) c Фёдором Фёдоровичем (ff)». Эти слова говорят о требовательности музыканта к соблюдению мельчайших нюансов громкости.
 
Обратимся к пьесе «Лунный свет» К. Дебюсси.
 
Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, — таков образ этой музыки.
Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
Эти строки из стихотворения С. Малларме́ «Явление» могут быть отнесены и к музыке К. Дебюсси — этого яркого выразителя неуловимых чудес природы.
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет — это мерцание передаётся в его музыке как будто на грани мыслимых возможностей. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.
Нотный пример 41
К. Дебюсси. «Лунный свет». Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент
 
И. Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря
Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, проявляющую себя в переливах гармонии, нежных регистрах и конечно же динамических нюансах. Так, оттенок p, господствующий на протяжении всей пьесы, выражает себя в постоянных «уходах и возвращениях» к pp и даже к ppp. Это едва уловимое звуковое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.
Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.
Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно он наполняется разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, темп, штрихи, громкость её пения — всё это учило точности и выразительности музыкальных портретов.
Оркестровое произведение О. Мессиа́на «Пробуждение птиц» — один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц.
О. Мессиан. «Пробуждение птиц». Фрагмент.
Рассмотрите запись музыкального фрагмента.

В нём можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышёвки, чёрного дрозда и других птиц. Обратите внимание: каждая музыкальная тема, изображающая пение птицы, имеет собственный динамический оттенок, который указывает на выразительность пения каждого «лесного персонажа».
 
 
   О. Мессиан
 
 
 
«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире — как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключён огромный мир возможностей: мир звукового многообразия, внутренней жизни музыкального произведения, наконец, мир звуковой изобразительности.
Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.
 
 

Ж. Може. Птицы. Фрагмент
Категория: Разработки классных часов | Добавил: elawia
Просмотров: 431 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz