Знакомство с весами.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
(На доску вывешивается слово «весы» )
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.
- Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).
- Подойдите к столу и рассмотрите весы. Какие они: электронные или механические?
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
У кого родители используют весы? Для чего?
Задание:
- Уравновесьте математические весы.
Знакомство с единицей массы – килограммом.
- Ребята, Незнайку угостили яблоком и он решил узнать его массу.
- На одну чашу весов Незнайка положил яблоко, а на другую – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)
- Запишем: 1 я. = 5 кл.
- Теперь Незнайка на одну чашу весов положил яблоко, а на другую – 2 шоколадки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)
- Запишем: 1 я. = 2 ш.
- Так как взвешивали одно и тоже яблоко, можно записать: 5 кл.=2 ш.
- Но мы знаем, что 5 > 2.
- Нет ли здесь ошибки?( Нет, мы измеряли разными мерками)
- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.
( На доске вывешивается слово «килограмм»).
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?
- Сокращенно это слово записывают « кг.».(На доске вывешивается КГ).
- В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг.(дети оценивают массу предметов весом в один килограмм).
- Есть гири массой 1 кг, 2 кг.(рассматривание гирей)
- Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм. Существует эталон (образец) килограмма, он находится в музее.
Задание:
Какие предметы можно взвесить с помощью новой величины?
|