Суббота
04.05.2024
06:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЛЕШАКОВОЙ Е.А.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]
Родителям [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Cтатья на тему:"Система оценивания в начальном общем образовании в соответствии с ФГОС"

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных        стандартов [4] меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.  С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие ученика. В связи с этим, учителю начальной школы предстоит задача сформировать общеучебные умения: умение учиться, т.е освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, а не получение ими готовых знаний. Основная особенность стандартов второго поколения —нацеленность учебного процесса на достижение результата, который тре­бует внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Оценивание в начальной школе в связи с требованиями ФГОС предполагается также   по – новому: выставлять оценку не за знания, а за приобретённые и усвоенные действия.

  Основные направления развития младших школьников, перечень личностных и метапредметных результатов начального общего образования представлены в программе формирования универсальных учебных действий. [1]

Основным объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентациязнание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. [5]

Проектируя учебный процесс, учитель должен помнить о том, что школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе — и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание. [7] Обратная связь в виде отметки должна давать учителю информацию:

- достигнуты ли учителем поставленные перед ним цели,

- использовать ее как форму поощрения, но не наказания,

-    стимулировать учение, сосредотачиваясь более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают,

 -отмечать с ее помощью даже незначительных продвижений учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе, не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения).

В чём различие отметки и оценки?

Оценка -   это словесная характеристика результатов действия («молодец», «умница»). Можно оценивать любое действие ученика, особенно успешное.

Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы – балл, который ставится только за решение продуктивной учебной задачи.

  Оценочная деятельность учителя строится на следу­ющих общих принципах:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику.

                               оценивание

 

          диагностическое             срезовое

                                                                       итоговое

стартовое     текущее     тематическое       промежуточное

 

                                                         рубежное

 

 При этом итоговая отметка может быть выстав­лена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

2 Критериальное оценивание. Основны­ми критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм вы­ставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3. Оценивание результатов деятельности ученика, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, при­обретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. Реализация принципа распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выпол­нении проверочных работ должен соблюдаться принцип доброволь­ности выполнения задания повышенной сложности.

6. Оценивание должно распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание. [3]

     Оценка достижения требований стандарта ведётся на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки – с другой. [5]

  В начальной школе рекомендуется использовать три вида оце­нивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.

 

Стартовая диагностика (входная)

Текущее оценивание

Итоговое оценивание

В первых классах основы­вается на результатах мониторинга общей готовности первокласс­ников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые ус­ловия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

 

Используются субъективные, или экс­пертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образова­тельные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственно­го процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать во­прос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и са­мооценка обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом об­учения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

 

Происходит в конце обучения в началь­ной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оце­нок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельнос­ти. Возможна также любая комбинация этих форм. [2]

Таким образом, итоговое оценивание строится на раздельной оценке достижения базового уровня («Выпускник научится»), который необходим для последующего обучения, и поэтому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. А также повышенный уровень («Выпускник получит возможность научиться») , который отражает результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

            Итоговое оценивание строится с учётом следующих принципов:

— оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превыше­ние (при этом за превышение опорного уровня добавляются допол­нительные баллы);

—кумулятивной (накопительной) оценки;

-открытости и реалистичности норм и критериев;

— признания права учащегося на ошибку, реализуемого в ито­говом оценивании через систему норм оценивания;

— признания права учащегося на досдачу имеющихся пробе­лов в части базовых требований и при желании на пересдачу итого­вой работы с целью подтверждения выпускником начальной шко­лы более высокого уровня учебных достижений.[5]

 

 

   Текущее оценивание можно проводить в такой форме:

1. Алгоритм самооценки:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко-буквенный анализ.)

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Самооценка в «Листке новых знаний», «Листке открытий» и т.д.:

Листок математических открытий

1.

6+6+6+6=

Ь

2.

5+5=

Л

3.

11+11=

Д

4.

4+4+4+4=

Щ

5.

2+2+2+2=

П

6.

10+10=

А

7.

9+9+9=

М

8.

6+6=

О

 

10

 

16

20

 

24

 

 

 

 

 

 

 

1.Замени сложение умножением. Найди значения выражений. Распредели ответы в порядке возрастания. Расшифруй слово. Найди лишнюю букву.

 

 

 

 

  3. Допиши формулу нахождения площади прямоугольника. Найди площадь прямоугольника.

           а = 50м             S =   ● в

  в=3м

                 

 

 

Оцени деятельность                              Оцени деятельность

 

2.

 

 

               
 
 
       

 

 

 

 

Оцени деятельность    

Банк маленьких открытий

Длина прямоугольника

 

Ширина прямоугольника

 

Формула площади прямоугольника

 

 

На уроке:

было все понятно, все получилось

было понятно, но допускал ошибки, надо еще поработать

было трудно, не понятно, не смог выполнить ни одного задания

 

 

 

3. Самооценка при работе в тетрадях на печатной основе:

 

       

Во всех видах контроля я придерживаюсь двух правил:

1. Не следует торопиться выставить ученику низкую отметку или зафиксировать, что этими возможностями он еще не овладел. В случае если ученик выполнил задание неуспешно, лучше дать ему возможность выполнить работу над ошибками и выставлять отметку уже после выполнения этой работы.

2. Ученик должен иметь возможность пересдать, исправить отметку, которая его не устраивает.

Качественную отметку можно провести через уровень успешности, где каждый уровень – это степень сложности выполненного задания.

Низкий уровень – уровень ниже государственного стандарта (это “2”).

Необходимый уровень(средний уровень) - уровень, на котором знания, ориентированные на требования государственного уровня – (это “хорошо”)

Программный уровень (высокий уровень) – уровень, соответствующий требованиям программы по предмету - (это “отлично”)

Максимальный уровень – уровень, превышающий требованиям школьной программы, это олимпиадники, будущие медалисты и т.д.

Как переводить качественную оценку в количественную отметку

Качественная оценка

Баллы успешности

Пятибалльная отметка

1. Низкий уровень

0 – долговое обязательство

“2” - (необходимо исправить)

2. Средний уровень

1) ученик справился с заданием частично

2) ученик справился с заданием

3)ученик успешно справился

“3” - (дается возможность исправить)

“4” - (можно повысить свои показатели)

“4+”

3. Высокий уровень (программный уровень)

4) ученик успешно справился с заданием программного уровня

“5”

4. Максимальный уровень

5) ученик успешно справился с заданием выше программного уровня

“5+”

        Объектом оценки предметных результатов становится способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, метапредметных результатов - формировать универсальные учебные действия и компетенции, а также личностный рост ученика.

Педагогические приемы, применяемые в начальной школе:

- «Волшебные линеечки» (вертикальные оценочные шкалы). Вертикальная шкала, смайлик, лесенка, цветочки, фрукты, знаки «плюс–минус», буквы для обозначения уровней (В – высокий, Д – достаточный, С – средний, Н – низкий).

- «Коллективное оценивание успешности». Фиксация индивидуальных самооценок на общем поле для вывода об успехах, самочувствии или настроении.

- «Задания-ловушки». Это специальные ошибки для рефлексии освоения способа действия или алгоритма.

- «Найди ошибку». Учащиеся выявляют свои ошибки, находят причины и определяют пути их ликвидации.

 - «Обоснованный отказ от выполнения заданий». Ученики обнаруживают границы своих знаний и незнаний.

- «Стол «заданий». Ученик выполнил задание, походит к столу и берёт дополнительное задание, призванное формировать умение фиксировать свои трудности, выявлять проблему по ошибке, подбирать дополнительные задания для коррекции умения.

- «Разноцветные исправления». Контроль выполнения работы и исправление ошибок разными цветами: автор – зелёным, сосед по парте при взаимопроверке – простым карандашом, а учитель – красным).

- «Умные вопросы». Ученики заранее составляют вопросы, которые могут задать на уроке ученику или учителю.

«Портфель достижений» ученика как форма накопительной системы оценки, позволяющую ребенку осмыслить свои знания, поступки и возможности, получить более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности; научиться анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности, достижения; повысить ответственность за свой труд; представить картину продвижения в той или иной предметной области;

-  Презентации личных достижений, учащихся и класса как условие создания ситуации успеха;

-  Специальные уроки результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы и т.п.;

-  Совместные с родителями собрания, на которых учащиеся демонстрируют свои достижения в учёбе, творчестве, исследованиях;

-  Творческие отчёты, посвящённые тематическим неделям;

- Организация подведения итогов четверти с игрой «Копилка добрых дел». В течение всей четверти каждый ученик записывает, сделанные им добрые дела и складывает в сундучок, который находится в классе.

- «Проба пера», где учащиеся размещают свои изречения, «умные мысли» и гипотезы с указанием авторства.

«Тетрадь открытий» по каждому предмету, куда ребята вносят основные выводы, правила, таблицы, формулы – все те материалы, что ими были исследованы и обобщены, материалы, которые могут быть образцами для сопоставления при выполнении самооценки.

      Таким образом, введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, способствует эффективному включению учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальное развитие каждого ученика. А формирование в учебном процессе общеучебных умений, необходимых ученику для успешного овладения школьной программой по любому предмету, позволит формировать активность и самостоятельность в выполнении заданий.

 

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия/ Под ред. А.Г.Асмолова

2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплектные работы. - М.: Просвещение, 2010.

3.Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. – М.: АРКТИ, 2006 (Школьное образование).

4. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф,2013.

5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).

6.Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. – М.: ОИРО, 2010

7. Фирсов В.В., Логинова О.Б. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта и результатам освоения основных образовательных программ.

Категория: Мои статьи | Добавил: elawia (08.01.2017)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz