В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов [4] меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие ученика. В связи с этим, учителю начальной школы предстоит задача сформировать общеучебные умения: умение учиться, т.е освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, а не получение ими готовых знаний. Основная особенность стандартов второго поколения —нацеленность учебного процесса на достижение результата, который требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Оценивание в начальной школе в связи с требованиями ФГОС предполагается также по – новому: выставлять оценку не за знания, а за приобретённые и усвоенные действия.
Основные направления развития младших школьников, перечень личностных и метапредметных результатов начального общего образования представлены в программе формирования универсальных учебных действий. [1]
Основным объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. [5]
Проектируя учебный процесс, учитель должен помнить о том, что школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе — и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание. [7] Обратная связь в виде отметки должна давать учителю информацию:
- достигнуты ли учителем поставленные перед ним цели,
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания,
- стимулировать учение, сосредотачиваясь более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают,
-отмечать с ее помощью даже незначительных продвижений учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе, не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения).
В чём различие отметки и оценки?
Оценка - это словесная характеристика результатов действия («молодец», «умница»). Можно оценивать любое действие ученика, особенно успешное.
Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы – балл, который ставится только за решение продуктивной учебной задачи.
Оценочная деятельность учителя строится на следующих общих принципах:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику.
оценивание
диагностическое срезовое
итоговое
стартовое текущее тематическое промежуточное
рубежное
При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2 Критериальное оценивание. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3. Оценивание результатов деятельности ученика, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5. Реализация принципа распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
6. Оценивание должно распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание. [3]
Оценка достижения требований стандарта ведётся на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки – с другой. [5]
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (входная)
|
Текущее оценивание
|
Итоговое оценивание
|
В первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.
|
Используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
|
Происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм. [2]
Таким образом, итоговое оценивание строится на раздельной оценке достижения базового уровня («Выпускник научится»), который необходим для последующего обучения, и поэтому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. А также повышенный уровень («Выпускник получит возможность научиться») , который отражает результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
Итоговое оценивание строится с учётом следующих принципов:
— оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);
—кумулятивной (накопительной) оценки;
-открытости и реалистичности норм и критериев;
— признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
— признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.[5]
|
Текущее оценивание можно проводить в такой форме:
1. Алгоритм самооценки:
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко-буквенный анализ.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Самооценка в «Листке новых знаний», «Листке открытий» и т.д.:
Листок математических открытий
1.
|
6+6+6+6=
|
Ь
|
2.
|
5+5=
|
Л
|
3.
|
11+11=
|
Д
|
4.
|
4+4+4+4=
|
Щ
|
5.
|
2+2+2+2=
|
П
|
6.
|
10+10=
|
А
|
7.
|
9+9+9=
|
М
|
8.
|
6+6=
|
О
|
|
10
|
|
16
|
20
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Замени сложение умножением. Найди значения выражений. Распредели ответы в порядке возрастания. Расшифруй слово. Найди лишнюю букву.
|
3. Допиши формулу нахождения площади прямоугольника. Найди площадь прямоугольника.
а = 50м S = ● в
в=3м
|
Оцени деятельность Оцени деятельность
2.
Оцени деятельность
|
Банк маленьких открытий
Длина прямоугольника
|
|
Ширина прямоугольника
|
|
Формула площади прямоугольника
|
|
|
На уроке:
было все понятно, все получилось
|
|
было понятно, но допускал ошибки, надо еще поработать
|
|
было трудно, не понятно, не смог выполнить ни одного задания
|
|
|
|
3. Самооценка при работе в тетрадях на печатной основе:
Во всех видах контроля я придерживаюсь двух правил:
1. Не следует торопиться выставить ученику низкую отметку или зафиксировать, что этими возможностями он еще не овладел. В случае если ученик выполнил задание неуспешно, лучше дать ему возможность выполнить работу над ошибками и выставлять отметку уже после выполнения этой работы.
2. Ученик должен иметь возможность пересдать, исправить отметку, которая его не устраивает.
Качественную отметку можно провести через уровень успешности, где каждый уровень – это степень сложности выполненного задания.
Низкий уровень – уровень ниже государственного стандарта (это “2”).
Необходимый уровень(средний уровень) - уровень, на котором знания, ориентированные на требования государственного уровня – (это “хорошо”)
Программный уровень (высокий уровень) – уровень, соответствующий требованиям программы по предмету - (это “отлично”)
Максимальный уровень – уровень, превышающий требованиям школьной программы, это олимпиадники, будущие медалисты и т.д.
Как переводить качественную оценку в количественную отметку
Качественная оценка
|
Баллы успешности
|
Пятибалльная отметка
|
1. Низкий уровень
|
0 – долговое обязательство
|
“2” - (необходимо исправить)
|
2. Средний уровень
|
1) ученик справился с заданием частично
2) ученик справился с заданием
3)ученик успешно справился
|
“3” - (дается возможность исправить)
“4” - (можно повысить свои показатели)
“4+”
|
3. Высокий уровень (программный уровень)
|
4) ученик успешно справился с заданием программного уровня
|
“5”
|
4. Максимальный уровень
|
5) ученик успешно справился с заданием выше программного уровня
|
“5+”
|
Объектом оценки предметных результатов становится способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, метапредметных результатов - формировать универсальные учебные действия и компетенции, а также личностный рост ученика.
Педагогические приемы, применяемые в начальной школе:
- «Волшебные линеечки» (вертикальные оценочные шкалы). Вертикальная шкала, смайлик, лесенка, цветочки, фрукты, знаки «плюс–минус», буквы для обозначения уровней (В – высокий, Д – достаточный, С – средний, Н – низкий).
- «Коллективное оценивание успешности». Фиксация индивидуальных самооценок на общем поле для вывода об успехах, самочувствии или настроении.
- «Задания-ловушки». Это специальные ошибки для рефлексии освоения способа действия или алгоритма.
- «Найди ошибку». Учащиеся выявляют свои ошибки, находят причины и определяют пути их ликвидации.
- «Обоснованный отказ от выполнения заданий». Ученики обнаруживают границы своих знаний и незнаний.
- «Стол «заданий». Ученик выполнил задание, походит к столу и берёт дополнительное задание, призванное формировать умение фиксировать свои трудности, выявлять проблему по ошибке, подбирать дополнительные задания для коррекции умения.
- «Разноцветные исправления». Контроль выполнения работы и исправление ошибок разными цветами: автор – зелёным, сосед по парте при взаимопроверке – простым карандашом, а учитель – красным).
- «Умные вопросы». Ученики заранее составляют вопросы, которые могут задать на уроке ученику или учителю.
- «Портфель достижений» ученика как форма накопительной системы оценки, позволяющую ребенку осмыслить свои знания, поступки и возможности, получить более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности; научиться анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности, достижения; повысить ответственность за свой труд; представить картину продвижения в той или иной предметной области;
- Презентации личных достижений, учащихся и класса как условие создания ситуации успеха;
- Специальные уроки результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы и т.п.;
- Совместные с родителями собрания, на которых учащиеся демонстрируют свои достижения в учёбе, творчестве, исследованиях;
- Творческие отчёты, посвящённые тематическим неделям;
- Организация подведения итогов четверти с игрой «Копилка добрых дел». В течение всей четверти каждый ученик записывает, сделанные им добрые дела и складывает в сундучок, который находится в классе.
- «Проба пера», где учащиеся размещают свои изречения, «умные мысли» и гипотезы с указанием авторства.
- «Тетрадь открытий» по каждому предмету, куда ребята вносят основные выводы, правила, таблицы, формулы – все те материалы, что ими были исследованы и обобщены, материалы, которые могут быть образцами для сопоставления при выполнении самооценки.
Таким образом, введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, способствует эффективному включению учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальное развитие каждого ученика. А формирование в учебном процессе общеучебных умений, необходимых ученику для успешного овладения школьной программой по любому предмету, позволит формировать активность и самостоятельность в выполнении заданий.
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия/ Под ред. А.Г.Асмолова
2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплектные работы. - М.: Просвещение, 2010.
3.Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. – М.: АРКТИ, 2006 (Школьное образование).
4. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф,2013.
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
6.Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. – М.: ОИРО, 2010
7. Фирсов В.В., Логинова О.Б. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта и результатам освоения основных образовательных программ.
|